МБОУ СОШ №29 им. Д.Б.Мурачева г. Белгород
«Социальная адаптация детей дошкольного возраста к школе»УДК 373.2 Москаленко Наталья Ивановна воспитатель подготовительной группы г.Белгород, РФ МБОУ СОШ №29 им. Д.Б. Мурачева Е-mail:natali.moskalenk@mail.ru
«Социальная адаптация детей дошкольного возраста к школе» Аннотация В данной статье рассматривается вопрос адаптации ребенка к школе, факторы, влияющие на адаптацию ребенка. Известно, что переход из детского сада в школу вызывает у ребенка хроническую эмоциональную напряженность и тревожное состояние, провоцируя развитие синдрома школьной дезадаптации. Предпринята попытка выявить возможность влияния на школьную адаптацию путем коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии еще в период нахождения будущих первоклассников в дошкольном учреждении. Что позволяет повысить их уровень школьной адаптации и успеваемость в I классе. Ключевые слова Адаптация, социализация, адаптированность, дезадаптация. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. Социализация- это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. На каждом этапе происходит решение определенных задач и одной из них является развитие и преобразование личности. Успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии интеллектуальной и эмоциальной сфер личности. В рамках процесса создания единого социокультурного пространства существует проблема - адаптация к школе и организация жизни ребенка. Как помочь ребенку-дошкольнику стать учеником? Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка. Учение- это то, чем он теперь должен заниматься, - оказывается очень важным для окружающих. Вся его жизнь, поступки, отношения со сверстниками и со взрослыми рассматриваются теперь через призму этих обязанностей. Целью данной работы является изучение процесса социальной адаптации детей дошкольного возраста к школе. Задачи: 1. Обозначить образ «Я» ребенка-дошкольника. 2. Выявить роль семьи в процессе успешной адаптации к школьной среде. 3. Определить формы организации адаптивной среды для ребенка дошкольника на начальном этапе обучения. Адаптация к школе – это серьезная проблема. Каждый ребенок перед школой испытывает волнение. Ребенок поступает в новые условия по сравнению с прошлой жизнью. Очень важна помощь ребенку в этот трудный период, ему нужно помочь обрести в жизни самого себя, научить самостоятельно отвечать за свои поступки. Дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими - либо патологическими факторами. Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии ребёнка. Это - серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Ведущая деятельность дошкольника – игра. Она является добровольным занятием. Переступив порог школы, ребёнок должен перейти к деятельности учения, изменяющей мотивы поведения. Эта деятельность, по сравнению с игровой, предъявляет новые требования к развитию ребёнка, новый тип его отношений как в семье, так и в школе. Начало обучения в школе совпадает и с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Выделяются группы детей, дающих Высокий уровень, средний уровень низкий уровень адаптации . Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Это высокий уровень адаптации. Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма среднего уровня адаптации. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это низкий уровень адаптации. Адаптация детей начинается в дошкольном возрасте и определяется термином «введение ребёнка в школьную жизнь». Каждому ребёнку необходимо посещать ДОУ. Именно детском саду дети приобретают опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщаются к культурным ценностям. Дошкольное образование обеспечивает создание фундамента развития ребёнка, что позволит ему в дальнейшем овладеть разными областями знаний. Психологам часто приходится слышать вопрос: кто же должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальных классах – родители, семья, воспитатели детского сада, или учителя, школа? Специалисты считают, что никакое самое хорошее детское учреждение ни детский сад, ни начальная школа - не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Самостоятельно ребенок, в какие бы замечательные условия не помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может научиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной деятельности. Очень важны для развития личности мотивы познавательного характера ( хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Здесь нет одного для всех правила. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи. Добиться их выполнения – это значит организовать жизнь ребенка так, как необходимо для его учебного труда. Любая же «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей и принесет родителям в будущем немалую заботу. В завершении данной работы, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать краткие выводы: 1. На личностную готовность ребенка к школе влияет фактор преодоления ребенком кризиса семи лет. Образ будущего школьника является социальным образованием, возникающим в этот период. 2. Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий ученик». Решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если реализуется единая линия развития ребенка на этапе дошкольного и школьного детства. 3. Важным условием успешной социальной адаптации дошкольника к школе является психологическая готовность. 4. Основная цель педагогического коллектива школы в направлении социальной адаптации детей дошкольного возраста- создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В связи с этим деятельность школы направлена на 5. Чтобы успешно прошла социальная адаптация дошкольников к школе важную роль играет и соучастие родителей в этом вопросе. 7. Готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением его в семье. Дома и в школе должна быть приятная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка – дошкольника к школе. Список используемой литературы 1.Буршит И. Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещавших ДОУ // Известия ВГПУ. 2011. 2.Кушнир Н.Я., Максимук Н.Н. Введение в школьную жизнь. - 2-е изд. - М.: Нар.асвета, 1998.- 199 с. 3. Берн Р. Развитие «Я»- концепции и воспитание.- Пер. с англ.: Москва, «Прогресс», 1986 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., «Просвещение», 1968. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 (Кризис семи лет). – М., 1984 © Н.И.Москаленко, 2015 г. 12 сентября 2016 в 15:34
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.